воскресенье, 24 марта 2019 г.



ЗАДАНИЕ для 5 В 
на каникулы

ГОТОВИМСЯ К ВПР по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания выполняйте на отдельном листке.
 Пишите АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ почерком!!!

ВАРИАНТ №3

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Зимний лес это уд..вительный мир. Куда ни глян..шь — всё кругом п..крыто пуш..стым(3) снег..м. А если присмотр..ш..ся к заснеженным ве(д/т)кам д..рев..ев, увид..ш.. сказоч..ные узоры: прич..дливые фигурки зв..рей птиц р..стений. Интерес..но их разб..рать и ра..сматривать. А ещё (на)свеж..м сн..гу можно увидеть множество сл..дов.
(В)л..су тихо, только сне(г/к) (под)н..гами поскрипыва..т. Тут лучше (не)сп..шить а остановит..ся и прислушат..ся к редким(1) лес..ным звукам. Вот где-то вв..рху пищат синиц.. постукива..т ч..рный дятел. Сидя на стар..м, м..гуч..м дер..ве‚ он уд..ряет по нему своим мощным клювом. Снова в л..су наступа..т(2) загадоч..ная т..шина(4).

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Документ, положил, сантиметр, углубить.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Свиристели облепили ветки рябины и клюют ягоды.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По утверждению тренера все члены команды готовы к соревнованиям
2) Кто будет борщ со сметаной спросила бабушка
3) Охранник сказал что нам следует предъявить паспорта
4) Какие цветы лучше купить Наталья Петровна

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Вы тоже коллекционируете открытки с видами городов?
2) Возьми-ка всю серию открыток с видами Суздаля!
3) Оля покажи свою самую любимую открытку.
4) Подруги подарили Оле специальный альбом для коллекции.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Друзья познаются в беде и об этом все знают.
2) Друг всегда поможет в трудную минуту и выручит тебя.
3) Настоящая дружба растёт и крепнет год от года.
4) Друг поймёт тебя с полуслова и даже без слов.

8. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2−5 текста. Запишите ответ.

Текст 2
(1)Случилось это весной на Таймыре. (2)Взяв ружьё, я отправился в горы. (3)До моей излюбленной скалы можно было уже рукой подать, как вдруг на чистом белом снегу я увидел свежий заячий след. (4)Вскоре я увидел и зайца. (5)Я бежал за ним как одержимый, а шустрый беляк успел уже перебраться через горный ручей и быстро удалялся в сторону большой белой поляны.
(6)Когда же до неё добрался и я, то на поляне был уже не один, а целых два зайца! (7)Но они, заметив меня, отбежали и сели рядом: нос одного упирался в ухо другого. (8)А так как зайцы видят сбоку, то всё пространство, окружающее их, стало ими просматриваться. (9)И с какой бы стороны я ни стремился к ним подойти на ружейный выстрел, они замечали меня и отбегали в сторону, причём не убегали совсем, а только отбегали на безопасное расстояние и вновь садились в свою прежнюю позу. (10)Все мои попытки поймать их были тщетны.
(11)Оказывается, пословица «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» имеет особый смысл. (12)Я-то думал, что зайцы разбегаются и ты не знаешь, за каким бежать... (13)Мне стало весело. (14)Ну, думаю, спасибо вам, мои «учителя», за урок и живите себе на здоровье.

(По М. Литвякову)
9. В предложениях 5−7 найдите слово со значением «небольшой естественный поток». Выпишите это слово.

10. В предложениях 12−14 найдите антоним к слову «грустно» и выпишите его.

11. Определите и запишите основную мысль текста.

12. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что зайцы со всех сторон замечали человека с ружьём? Запишите ответ.


ВАРИАНТ № 4
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ос..нь п..ра л..стопада. Ра(з/с)л..телся х..лодный вет..р. Старая липа в(з/с)д..хнула и как будто выд..хнула из себя миллион з..л..тых лист..ков(2). Прил..тевший с сев..ра вет..р рванул со всей силой. (Не)уд..ржались озя(б/п)шие лист..я и остались на ч..рных ветвях ре(д/т)кие монетки. Так поиграл вет..р с липой.
Куда теперь помчит..ся вет..р Под..брался он к небольш..й туч..к.. дунул.(4) И брызнула она мелк..м дождиком по окрес..ностям. Другую тучу по(д/т)хв..тил вет..р и погнал. Вдру(г/к) из-под этих туч.. вырвался яркий(3) луч.. и осв..тил в..рхушки д..рев..ев. Мокрые леса сразу забл..стали всеми(1) кра(з/с)ками ос..ни. З..л..тые л..сточ..ки засы́пали землю и последние гр..бы но я наш..л подб..рёзовики и подосинов..ки.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Дефис, звонит, инструмент, каучук.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

К вечеру на траве в саду заблестела роса.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Как сказали в школе на диспансеризацию пойдём сразу всем классом
2) Нам сообщили что каникулы начнутся в этом году на два дня раньше
3) Что вы говорите уважаемая Любовь Ивановна
4) Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Игорь любит посещать спортивные мероприятия.
2) Придумай-ка лозунг или девиз в поддержку команды!
3) В клубе болельщиков мы обмениваемся футболками и шарфами с символикой команды.
4) Давайте друзья поблагодарим команду за великолепную игру.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Мокрая собачка сидела у подъезда и дрожала от холода.
2) Со скрипом открылась дверь и из дома вышел высокий человек.
3) Кукла вертится во все стороны и смешит ребят.
4) Клоуны любят радостный смех и громкие звуки оркестра.

8. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4—7 текста. Запишите ответ.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

Текст 2
(1)Вышел Юрик во двор, а там мороз сразу за щёки куснул. (2)А вокруг всё в снегу: и на деревьях он лежит, и на кустах, и на заборе, и даже на проволоке, которую ещё летом натянули для гороха. (3)И такой снег аппетитный!
(4)Захотелось Юрику снежку попробовать. (5)Снял осторожно губами комочек — прохладно, как мороженое. (6)Съел первую порцию, за второй потянулся и вдруг нечаянно языком коснулся голой проволоки. (7)Язык тут же к проволоке и прилип. (8)А обожгло, как горячим чаем. (9)Не по себе стало Юрику. (10)Хотел крикнуть: «Мама!», но чтобы букву «эм» произнести, надо губы-то сомкнуть. (11)Вот они и сомкнулись... на проволоке. (12)И показалось Юрику, что он прирос к железу насовсем. (13)И от этого аж похолодело всё внутри. (14)Юрик дёрнулся, оторвался от проволоки, выплюнул снег. (15)А тот уже совсем не вкусный. (16)А во рту солёно, и щиплет, жжёт и губы, и кончик языка. (17)Заревел наш герой и бегом в дом, к маме утешаться.
(18)Мама только руками всплеснула: «Говорила же тебе столько раз: на морозе железо жжётся! (19)О чём думал-то, ворона?»
(20)То же самое Юрику и доктор объяснил, которого пригласили малыша лечить. (21)Железо не конфетка. (22)На морозе жжёт и прихватывает. (23)И маму слушать надо.

(По Ю. И. Чичёву)
9. В предложениях 15—17 найдите слово со значением «переставать огорчаться, горевать, плакать; успокаиваться». Выпишите это слово.

10. В предложениях 1—4 найдите синоним к слову «вкусный» и выпишите его.

11. Определите и запишите основную мысль текста.

12. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Юрик испугался, поняв, в какую трудную ситуацию он попал? Запишите ответ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий